Формирование регулятивных учебных действий с помощью образовательной робототехники во внеурочной деятельности

Ошева Вера Ивановна, учитель информатики и ИКТ
МАОУ «Лицей №4» г.Перми

В статье представлены способы формирования универсальных учебных действий на основе образовательной робототехники. Автор опирается на свою программу внеурочной деятельности.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, робототехника, государственные стандарты образования.

The article presents the ways of forming universal educational actions on the basis of educational robotics. The author relies on his program of extracurricular activities.

Keywords: universal learning activities, robotics, state education standards.

Российскаяшкола переходит на новые государственные стандарты, которыепредъявляют иные требования и к результатам обучения, и к организации самого учебно-воспитательного процесса.Чтобы урок (или занятие) соответствовалновым требованиям, учитель уже на этапе планирования должен представлятьсебе результаты, которые могут быть достигнуты учеником. Планируемые результаты помогают учителю ставить цели каждого этапа обучения и выбирать пути их достижения.Путь, который ведет от цели к результату, у каждого преподавателя свой, а результат, к которому учитель должен привести ученика, задается государственными стандартами.

Универсальные учебные действия (далее УУД) – это способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного, активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Автор рассматривает процесс формирования регулятивных УУД, будучи убежденным в том, что именно они являются базой способности ребёнка к самоорганизации учебной деятельности и, в конечном итоге, основой успешного обучения. К регулятивным УУД относятся такие умения ребенка, как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. В последние годы появляются всё более эффективные и доступные учителю способы и средства обучения, способствующие реализации задач современного обучения. Автор использует на уроках и во внеурочной деятельности в качестве средства обучения образовательную робототехнику (программируемый конструктор и набор деталей): наборы серии LEGO EducationWeDo и LEGO Mindstorms NXT, рассчитанные на групповую деятельность детей под руководством педагога.

Автор убежден, что именно использование конструкторов LEGO позволяет более полно формироватьрегулятивные УУД.

1. Развитие способности к целеполаганию.

Самостоятельно разрабатывая собственного робота из набора LEGO, ребёнок учится ставить перед собой учебную задачу, удерживая её на протяжении всего занятия и достигает необходимого результата.

2. Развитие способности к планированию.

Школьник составляет краткий или подробный план деятельности по моделированию нового робота или изменению уже знакомого. Ребёнок учится работать и по готовым инструкциям (входящим в комплект конструктора), и по схемам, разработанным учителем. Указания по выполнению плана могут быть как письменными или графическими, так и устными. Помимо этого, работая в команде, ребенок учится распределять обязанности между всеми участниками процесса.

3. Развитие способности к прогнозированию.

Школьник учится прогнозировать результаты своей деятельности, выбирая различные способы выполнения одного и того же задания, так как, изменяя схему или последовательность сбора модели, используя разные детали, ученик получает различные варианты одного и того же робота.

4. Формирование действия контроля.

Выполнив задание, учащийся имеет возможность самостоятельно проверить правильность выполнения готовой модели. Тем самым формируется умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

5. Формирование действия коррекции.

Обнаружив недочёты в своей работе, школьник имеет возможность внести коррективы на любой стадии сборки модели. Он учится критично относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих. Если модель робота LEGO не выполняет запланированные функции, значит, на какой-то стадии работы допущена ошибка, которая требует исправления. В итоге происходит формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха.

6. Развитие способности к оценке.

Учащийся получает возможность сравнивать свою модель с моделями одноклассников и оценить уровень выполнения своей работы: сложность, функциональность, внешнюю эстетичность и рациональность робота. При этом ребёнок учится объективно оценивать результат не только своей, но и чужой деятельности. На основе полученных результатов он может сделать выводы об уровне своих знаний и умений.

7. Формирование саморегуляции.

Процесс сборки модели требует терпения и самообладания. Если по каким-то причинам школьнику приходится делать работу сначала, ему нужно приложить некоторое волевое усилие для успешного устранения недочётов. При общении с напарниками по заданию ребёнку необходим самоконтроль, поскольку в ходе планирования или выполнения модели у детей могут возникать разногласия. Таким образом, происходит формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие умений не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Реализуемая автором программа внеурочного курса «Образовательная робототехника» с использованием конструктора LEGO Mindstorms NXT и EducationWeDo направлена не только на формирование регулятивных УУД у обучающихся, наряду с техническими задачами каждое занятие курса нацелено на решение общепознавательных и развивающих задач.