Учитель-универсал. Интервью с директором МАОУ “Лицей №4” Сапко О.В для газеты “Коммерсантъ”

18.12.2020

Школы, в сентябре приветливо распахнувшие свои двери — к радости родителей, детей и учителей, поработали в привычном режиме недолго. Уже в середине ноября эпидемиологическая обстановка вынудила Минпросвещения РФ вновь перевести преподавание в дистанционный формат. Это коснулось учеников с 5-го по 11-й классы, поскольку для начальной школы «удаленка» оказалась неприемлема по объективным причинам.

Педагогам пришлось осваивать навыки преподавания детям, находящимся по ту сторону монитора

Педагогам пришлось осваивать навыки преподавания детям, находящимся по ту сторону монитора

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

К вынужденному эксперименту по переходу на дистанционный формат учебные заведения начали подключаться еще минувшей весной, когда началась первая волна пандемии, и тогда в департаменте образования администрации Перми подчеркивали, что в результате во всех школах был организован образовательный процесс. Второй раз такой переход прошел уже проще.

Все загружены в ЭПОС

В минобрнауки Пермского края отмечают, что Институт развития образования на вторую четверть разработал учебные материалы по основным предметам для дистанционного и самостоятельного обучения. Материалы включают текст, презентацию, видеоурок, раскрывающие содержание темы, ссылки на бесплатные общероссийские цифровые образовательные ресурсы и учебные задания по теме с примерами решений. «Самое главное, что школьники могут использовать эти материалы как при наличии интернета, так и без него. Есть вариант получить пакет на электронных носителях или, например, в распечатанном виде»,— пояснили в ведомстве.

Материалы загружены в каждую школу через систему «Монитор», в ближайшее время они будут размещены в библиотеке Электронной пермской образовательной системы (ЭПОС).

По данным мониторинга, проведенного департаментом образования администрации Перми по организации дистанционного обучения, сегодня число педагогов, участвующих в организации дистанционного обучения, составляет 4789 человек (73% от общего количества), а школьников, участвующих в дистанционном обучении — 69 170 человек (56% общей численности). Более 4 тыс. педагогов работают в формате дистанционного обучения удаленно (в том числе из дома — 1771). При этом в 100% учреждений образования все предметы учебного плана выведены в дистанционный формат, все они используют информационную систему ЭПОС.

Продолжает работу сайт дистанционного обучения distance.permkrai.ru, где собрана информация об образовательных платформах, которые можно использовать родителям, детям и учителям в период дистанционного обучения.

В департаменте назвали самые популярные онлайн-платформы среди образовательных учреждений Перми.

Платформы с готовым контентом:

— «Учи.ру» — 85,4% (88 образовательных учреждений, ОУ);

— Российская электронная школа — 60,2% (62 ОУ);

— «Яндекс.учебник» — 48,5% (50 ОУ);

— «Фоксфорд» — 25,2% (26 ОУ);

— Мобильное электронное образование — 16,5% (26 ОУ).

Платформы для проведения онлайн-уроков в режиме реального времени (наполнение контентом проводится самостоятельно):

— вебинарные платформы,

— Zoom («Зум»),

— Brainoom («Брейнум»),

— «Яндекс класс»,

— Google classroom.

Разнообразны форматы дистанционного обучения: онлайн-уроки для трансляции нового материала, видеоконференции, размещение общих заданий для выполнения, индивидуальные консультации, групповые консультации, проверка заданий учащихся, общение классного руководителя с учащимися, общение классного руководителя с родителями. Во всех классах проводятся онлайн-классные часы и родительские онлайн-собрания.

Предусмотрены и форматы дополнительной активности: онлайн-конкурсы, внеурочная деятельность, проектная деятельность, онлайн-образовательные события.

Эволюция образования

С весны до декабря удаленное обучение постоянно совершенствовалось. Итоги эволюционных преобразований обобщила директор лицея №4 Ольга Сапко. Сейчас, по ее словам, процесс идет легче, чем в мае, когда все было в новинку, особенно для педагогов, которые впервые взяли некий кейс образовательных ресурсов и начали с ним работать. Причем, как уточняет руководитель, установка была сразу выходить в онлайн, и не просто «закидывать» ученикам задание, а проводить уроки, семинары.

«Это было сложно, пришлось учиться, но ничего страшного при этом не произошло. На самом деле это дало новые навыки, новые компетенции, педагоги научились новому. Детям оказалось гораздо проще, они технически более продвинуты: сесть по ту сторону экрана, нажав пару кнопок, для них несложно. Гораздо труднее вовремя встать, не проспать, включиться в урок»,— поясняет директор.

Вначале было много технических проблем: «вылетал» интернет, были несанкционированные включения. Онлайн-платформы оказались не готовы к такому количеству подключений. За лето была проведена большая работа: появились новые платформы, новые ресурсы. Зато возникли иные вопросы. Прежде всего, стало очевидно, что дистант расслабляет: кто-то подключился к уроку, кто-то нет, кто-то, возможно, проспал или включился в одно ухо, второе занято чем-то другим. Кроме того, весной был вариант мягче, так как «двойки» не выставлялись, уроки физкультуры и творчества завершились уже в мае. Сегодня все уроки ведутся в полном объеме. Конечно, физкультура в онлайне — это больше теория. Неудобно также организовывать практические занятия по физике и химии, на которых надо проводить опыты.

Сложно проводить и контрольные. Это, как правило, те же тесты, но все понимают, что когда задания даются на расстоянии на определенное время, то интернет ученикам в помощь, да и старшие находятся рядом. Полной самостоятельности в таких условиях нет. По словам Ольги Сапко, эта часть обучения сейчас прорабатывается коллективом преподавателей очень серьезно, изыскиваются методы проведения контрольных мероприятий так, чтобы они стали более объективны.

Плюсы от «удаленки» тоже есть. Пандемия закончится, но останутся другие болезни. Когда дети уходят из школы на краткосрочный период, онлайн — очень хорошая альтернатива, позволяющая учиться из дома. В лицее видят ситуацию следующим образом (и в идеале намерены к этому стремиться). Школьный урок может одновременно транслироваться на онлайн-ресурсы, чтобы быть доступным ученикам, остающимся по каким-то причинам дома. Но для этого нужно дополнительное техническое обеспечение: профессиональные видеокамеры в классе, профессиональный звук. Причем это оборудование не должно отвлекать внимание педагога, который просто будет вести урок в привычном для него формате. «Думаю, мы к этому придем. Будущее — за учителем-универсалом. Тогда никто не „выпадет“ из образовательного процесса»,— прогнозирует Ольга Сапко.